Доказательство того, что харизматические дары прекратили действовать
Журнал «Sword & Trowel» (Меч и Мастерок) 2011, №2
Доктор Питер Мастерс
Учит ли Писание ясно, что так называемые харизматические дары прекратились? Может ли это быть доказано библейски? Некоторые отвечают на этот вопрос отрицательно. Однако мы верим, что прекращение даров, знамения и откровения еще во времена Апостолов утверждается в Божьем Слове, причем так ясно, что противоположная точка зрения появилась только около века назад.
Учение о прекращении действия некоторых даров Святого Духа (англ. Cessationism) исходит из вероучений 17 века, в частности из Вестминстерского и Баптистского исповедания. Оба этих катехизиса, говоря о том, как Бог являет Свою волю через Писание, утверждают:
«эти прежние пути откровений Божиих Его воли Своему народу ныне закрыты».
Было завершено не только откровение, но и особые знамения, удостоверяющие его.
Здесь дан краткий обзор шести библейских доказательств того, что дары откровения (видения, слово знания, слово мудрости, пророчества) и знамения (исцеление и говорение на иных языках) прекратили свое действие. Бог, конечно же, исцеляет в ответ на молитву, но не через особо одаренного целителя.
В данной статье мы не будем рассматривать спорный отрывок из первого Послания Коринфянам в качестве доказательства прекращения даров. Мы обратимся к тем текстам, которые, по нашему мнению, говорят сами за себя.
1. Только Апостолы
Первым доказательством того, что дары откровения и знамения прекратили свое действие, это тот факт, что исцеления и чудеса совершались исключительно апостолами и были особыми дарами, подтверждающими их служение. Во Втором Послании Коринфянам 12:12 Павел пишет:
(2Кор.12:12)
Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
В Коринфской церкви были люди, которые ставили под сомнение апостольство Павла. Чтобы защититься, он обращает внимание на дары исцеления и чудотворения, утверждая, что только апостолы могли совершать подобное.
Апостолы сопровождали Христа во время Его служения, видели Его после воскресения, были посланы Им напрямую. И как особым свидетелям Воскресения им была дана власть исцелять.
Господь также «научил их всему и напомнил обо всем» (Ин. 14:26, 16:13)
(Иоан.14:26)
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.16:13)
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Поэтому апостолами (или под их диктовку) были написаны книги Библии.
Верующим нужно было знать характеристики настоящих Апостолов, чтобы подчиниться их уникальному авторитету. Посланники Христовы были узнаваемы по исцелениям и другим знамениям. Не принадлежавшие к апостольской группе (включая двух помощников, названных по имени) не могли совершать подобного. Иначе никто бы не понял, кто настоящие Апостолы.
В книге Деяний 2:43 и 5:12 снова ясно говорится о том, что все чудеса совершались руками Апостолов. Это было знамение, которое ассоциировалось исключительно с ними.
(Деян.2:43)
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
(Деян.5:12)
Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
Кроме того, в Евр. 2:3-4 дары исцеления вновь связаны с Апостолами.
(Евр.2:3,4)
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?
Павел был Апостолом, потому что видел воскресшего Господа и был послан непосредственно Им. Отсутствие общения со Христом во время Его земного служения компенсировалось тем, что Павел имел особые уникальные откровения. Он утверждал, что Христос явился ему «как некоему извергу» (в английском переводе – «рожденному не в свое время» — 1 Кор. 15:8), указывая на тот факт, что он был единственным и последним Апостолом не из числа Двенадцати.
Важно отметить, что современные претензии на апостольство не соответствуют библейским критериям и ошибочны. Когда кто-то утверждает, что окончание действия даров знамения не может быть доказано Писанием, они забывают о том, что в книге Деяний особо сказано, что исцеления и прочие чудеса совершались исключительно Апостолами, которых сейчас нет.
Когда церкви стали умножаться, Апостол Петр пошел в Лиду, а затем и в Иопию, где произошло знаменитое исцеление Энея, а также воскрешение Тавифы. Окружающие были изумлены, так как ни один верующий в их местности не мог совершить ничего подобного. Когда молодой человек выпал из окна в Троаде, единственным, кто мог воскресить его был Апостол Павел.
Позиция харизматов, что исцелять могут все христиане, не поддерживается учением Нового Завета. Только Апостолы исцеляли, наряду со своими соработниками – Стефаном, Филиппом и возможно Варнавой.
Единственный раз, когда верующий не из апостольской группы исцелил человека, это Анания, отверзающий очи Павлу, других таких случаев в ранней церкви не было. В Библии нет современного пятидесятническо-харизматического учения о способности всех христиан исцелять. Таким образом, непогрешимое свидетельство Писания показывает, что харизматический подход ошибочен и искажен. Исцеления и чудеса ограничивались определенной группой людей, которой сейчас нет.
2. Временное назначение дара иных языков
Второе доказательство, что дары знамений завершились, относится к дару говорения на иных языках. Библия утверждает, что дар иных языков был дан Богом исключительно для Иудеев, показывая им наступление новой Мессианской эры.
В 1 Кор. 14:21-22 Апостол Павел говорит:
(1Кор.14:21,22)
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
Другими словами, дар иных языков – сверхъестественное подтверждение противящимся вере во Христа Иудеям, что наступила новая эпоха Церкви. Он не предназначался для уверовавших евреев, но являлся знаком обетования и предупреждения тем, кто не верит. Причем, не язычникам, а именно евреям.
Апостол Павел цитирует Ис. 28:11, где пророк провозглашает весть о приходе Христа. В качестве знамения для Иудеев, как утверждает пророк Исаия, им будут говорить «лепечущими устами и на чужом языке».
(Ис.28:11)
За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу.
Языки других народов отрезвят их и заставят задуматься.
В то же самое время это было свидетельством вхождения язычников в церковь, распространения Евангелия на других языках. Бог как бы спускает знамя церкви, состоящей исключительно из евреев, и позволяет язычникам присоединиться к Церкви Христовой. Неверующие иудеи, противящиеся Христу и цепляющиеся за одежды Моисея, услышат Слово Божье, которое будет проповедоваться им на варварских, языческих языках.
Начавшись в день Пятидесятницы, все это уже завершилось. Иные языки упоминаются только в Деяниях Апостолов и 1 Кор. 12-14, таким образом, показывается, что они совершили свое предназначение – предупреждение евреев о начале новой эры.
Это объявление о веке церкви было провозглашено еще при жизни Апостолов, следовательно, в знаке уже нет необходимости. Современный же «дар» не происходит в присутствии сомневающихся иудеев и не имеет ничего общего со знамением Нового Завета. Знак пришествия века Церкви отслужил свою службу и прекратился. В настоящее время Евангелие проповедуется практически на любом языке мира, и прошлое знамение об этом явлении прекратилось. Назначение иных языков (согласно учению Павла) было полностью реализовано, что доказывает завершение их действия.
3. Иные языки – иностранные языки
Наряду со вторым доказательством, существует и третье свидетельство в пользу прекращения дара иных языков – в День Пятидесятницы (а также и позже) был явлен дар реальных иностранных языков. Очевидно, что сверхъестественный дар языков, описываемый в книге Деяний и Первом Послании Коринфянам, с тех пор не проявлялся.
Современное говорение на иных языках представляет собой не изъяснение на иностранных языках, а бессмысленную нечленораздельную речь. Не происходит ничего чудодейственного. Во времена Нового Завета была данная Духом Святым способность говорить на незнакомом иностранном языке (без образования и переводчика), что поражало слушателей-носителей языка.
В присутствии множества Иудеев (так как это был знак для них) в День Пятидесятницы евреи услышали Благую Весть на своем родном языке, что подтвердило авторитет говорящих как людей Божьих. После Пятидесятницы Дух Святой даровал разумение истолкователям, чтобы доказать истинность языков. Ничего подобного не происходило с тех пор.
Те, кто сегодня оправдывают говорение на иных языках, указывают на 1 Кор. 13:1, где, говоря гипотетически, Павел утверждает, что даже если бы он говорил языками ангельским, но без любви, это не принесло бы никакой пользы. Ища подтверждение своей точки зрения, представители харизматического движения воспринимают слова Павла как оправдание экстатических, нелингвистических языков. Однако, для всякого мыслящего человека ясно, что это искажение смысла данного текста.
Описывая настоящие языки, Библия ясно предупреждает нас, что однажды эти дары прекратятся. Подобного никогда и нигде не происходило со времен ранней Церкви.
Сегодня же многие (возможно, искренние христиане) следуя за своими учителями, произносят нечленораздельные звуки, которые не являются языками в лингвистическом смысле этого слова. Однако они сами не понимают что произносят.
Завершение действия некоторых даров – это ясное учение Священного Писания. Говорящие ложными языками даже не пытаются следовать библейским предписаниям использования этого дара – например, на служении нужно говорить по двое или трое (1 Кор. 14:27).
(1Кор.14:27)
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
С библейских времен происходили реформации и пробуждения, когда Дух Божий являл Свою силу исключительным образом. Тем не менее, нет ни одного свидетельства, чтобы кто-то на протяжении послеапостольской истории Церкви говорил на языке, который он до этого никогда не учил. И это само по себе определенное доказательство, что библейский дар иных языков прекратил свое действие.
4. Отсутствие повеления назначать пророков
Четвертое доказательство в пользу прекращения даров чудотворения — отсутствие в Новом Завете указаний назначать апостолов, пророков, целителей и проч. Это очень важно, поскольку Бог дал детальное описание церкви. Некоторые христиане, конечно, не верят в это, но большинство серьезно относящихся к авторитету Библии баптистов так считают. Апостол Павел постоянно повелевает нам подражать ему в организации церкви и поведении, пасторские послания устанавливают стандарты поведения и служения. Нам дан точный образец на все времена.
У нас есть очень точно составленные повеления как выбирать проповедующих и начальствующих епископов, но нет таковых для апостолов (поскольку такого служения больше нет) и пророков (дары откровения окончили свое действие в связи с завершением канона Библии). Также, нет никаких указаний назначать целителей. Библия не просто обходит этот вопрос молчанием, но доказывает таким образом, что эти дары и установления были временными. Наставления по всем вопросам организации церкви полны, завершены и достаточны до пришествия Христа. Мы противимся Божьему совершенному порядку и Его Слову, если устанавливаем в церкви свое служение, которое Господь не повелевал.
Как можно утверждать, что ясных библейских доказательств о прекращении действия даров не существует, когда в посланиях Церкви не даны указания о постановке на служение чудотворцев или пророков? Это ясное доказательство – по крайней мере, если мы придерживаемся учения о достаточности Писания и верим, что Бог дал образец для Церкви в Своем Слове.
5. Откровение завершено
Пятым доказательством завершения даров откровения и чудотворения является тот факт, что Библия ясно учит завершенности откровения. После апостольских времен не может быть нового откровения. Мы уже отметили, что в Ин. 14:26 и Ин. 16:13 Господь Иисус Христос дважды повторяет, что Дух Святой, придя, научит Апостолов всей Истине. Позже они станут авторами книг Нового Завета, подтверждающими его Божественное происхождение. Вскоре будет открыта вся Истина, и после апостольской эры больше не будет записанного откровения. Слово, таким образом, завершено.
Как же это прекрасно! В каком состоянии было бы христианство, если бы тут и там появлялись люди, дающие новое откровение (как это происходит у харизматов). Кто бы мог отличить истину от лжи? Но Писание – окончательное мерило для всего, потому что оно совершенно и законченно, достаточно и надежно.
Иуда говорил о вере «однажды преданной святым». Его Послание было написано, вероятно, 25 лет до написания последней книги Библии, но уже тогда были явлены основные доктрины и наставления для церкви. На этом этапе откровения он говорит о вере, однажды и навсегда переданной церкви. Скоро, с точки зрения Иуды, откровения уже больше не будет.
Заключительные стихи Библии предупреждают, что ничего нельзя добавлять или убавлять от книги Откровение, но это относится и ко всей Библии в целом. Мы знаем об этом, потому что подобное предупреждение дано и в первых книгах Библии, в частности, во Втор. 4:2
(Втор.4:2)
не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую.
То же самое Моисей повторяет во Втор. 12:32.
(Втор.12:32)
Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Прит.30:5,6)
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
Завершенность откровения также доказывается тем фактом, что апостолы и пророки отождествляются с основанием Церкви. В Еф. 2:20 церковь описывается как «утвержденная на основании апостолов и пророков (новозаветных), где Христос – краеугольный камень». Основание, фундамент – это нечто уже завершенное и надежное, здание же продолжает строиться.
(Еф.2:19-22)
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Что же мы скажем о пророчестве Иоиля, которое цитирует Петр в день Пятидесятницы, говоря об излиянии Духа, пророчествах, снах у жен, мужей, молодых и старых? Не подразумевается ли здесь, что подобное будет продолжаться до Пришествия Христа? Нет, потому что наше понимание этого пророчества должно согласоваться с неопровержимым учением Библии, что откровение было вскоре завершено, а затем больше не являлось.
Именно это завершенное откровение (особенно Евангелие) предназначается всем верующим на все времена. Христиане будут продолжать получать видения и откровения – в том смысле, что принимать, размышлять и провозглашать Библейское послание. Пророчество будет только на основании Писания. В этом смысле, слова Иоиля все еще исполняются.
Такие сверхъестественные проявления, как языки, уже завершились к тому времени, как Петр написал два своих послания, потому что там нет ни намека на подобные практики.
Так как откровение было завершено во времена Апостолов, их служение завершилось. Можно вспомнить слова Апостола Павла «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12).
Как же можно говорить, что нет библейских доказательств прекращения сверхъестественных даров, когда Писание постоянно говорит о завершенности откровения, как фундамента, еще вначале истории Церкви?
6. Писание свидетельствует о завершении некоторых даров
Шестое доказательство завершения действия даров знамений – это свидетельство Писания в пользу постепенного их угасания. Например, Апостол Павел, обладающий властью творить знамения и чудеса, не мог исцелить Тимофея, Трофима и Епафродита.
Также этот принцип можно увидеть, когда об исцелении говорится в пятой главе Послания Иакова, где автор дает указания о молитве за больных, как пресвитеры церкви могут возлагать руки на прикованных к постели. Очевидно, что здесь уже отсутствуют одаренные целители, старейшины молятся об исцелении.
Упоминается помазание, но греческий термин о помазании в религиозном смысле в данном случае не используется. Вместо этого употребляется слово «втирать масло», то есть имеется в виду лекарство от физических недугов. Иаков, таким образом, утверждает – «не говорите исключительно о духовном, но облегчите и телесные страдания».
Самое главное – это молитва. Из текста ясно, что предписания Иакова не подразумевают особого целителя, по прикосновению которого болезнь отступит. Возложение рук пресвитеров – это символический акт, символизирующий любовь, заботу и ответственность церкви.
Отрывок из послания Иакова также содержит четыре призыва к молитве и, следуя учению автора, мы можем сказать вместе с ним:
(Иак.4:15)
Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»…
Мы можем, и должны, молится об исцелении, но воля Божья может заключаться в том, чтобы страдающий свидетельствовал о благодати Божьей во время своей болезни.
Главная мысль состоит в том, что в Иак. 5 нет профессиональных целителей, обладающих подобным даром. Бог исцеляет в ответ на молитву. Это и должно стать основной задачей церкви – молитва об исцелении, не забывая при этом, что некоторые призваны быть «примером злострадания и долготерпения» (Иак. 5:10).
(Иак.5:10)
В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
Тот факт, что Иаков не упоминает дары исцеления, безошибочно указывает на завершение действия некоторых даров еще в начале апостольской эры.
Скажет ли беспристрастный читатель, что все описанные в Библии дары Святого Духа даны на все времена?
Делается предположение, что если запереть неопытного новообращенного наедине с Библией, он после беспристрастного чтения придет к выводу, что харизматические дары НЕ прекратились. Но верно как раз обратное. Существует много примеров людей, которые обратились к Богу после самостоятельного изучения Писания, и они не свидетельствуют об этом. Гораздо больше тех, кто со временем уходит из харизматических церквей, осознав, что практики, которые они наблюдали в своих общинах, не находят своего основания в Библии.
Читая внимательно книгу Деяний,
• одни верующие постепенно приходят к выводу, что только Апостолы и их ближайшие спутники могли исцелять. При этом пятидесятническо-харизматические учителя ввели их в заблуждение, что делать это могут очень многие.
• Другие, узнав о первоначальном назначении дара иных языков, также чувствуют себя обманутыми.
• Для третьих становиться очевидным, что языки были реальными наречиями, а не экстатическим бормотанием.
Затем, когда эти христиане осознают библейский образец для церкви, в их разуме встает вопрос – «где указание в Писании поставлять на служение апостолов, пророков и целителей?» Не обнаружив подобного, они более критично начинают относиться к подобному учению.
После этого появляется еще один вопрос: «Разве откровение не завершено? Как же могут современные пророчества быть истинными и богодухновенными?» Становится очевидным, что все «авторитетные» пророчества – это заблуждение и обольщение.
Многие вдумчивые верующие уже сами видят, что Писание для харизматов часто отходит на второй план после человеческой выдумки и опыта.
И наконец, чем больше они изучают Божье Слово, тем больше видят доказательств прекращению знамений вскоре после их первоначального зрелищного излияния.
Ничто из этого не означает, что Господь не побуждает Свой народ вспоминать библейские истины или действовать в соответствии с ними, предупреждая об опасностях. Но это Божье водительство в жизни христианина, а не откровения или дары.
В истории Церкви бывали случаи, когда Бог давал понимание опасности, исходящей от какого-то события или человека. Но подобные откровения никогда не касались учения. Подобное происходило во времена суровых гонений. Так, до времени перестройки в России, Господь чудесным образом избавлял Своих служителей от арестов, потому что Он полагал на сердце не идти в какое-либо место. А после обнаружили там засаду спецслужб. Однако это нельзя назвать постоянным даром Святого Духа или доктринальным учением, равным Библии. Бог может действовать многообразно, чтобы избавлять или благословлять верующих, но это не означает возврата к апостольским или пророческим дарам.
Опасность харизматического учения
Многие харизматы уже видят огромный разрыв между Библией и учением своей церкви. Усомнившихся смущает тот факт, что огромное количество католиков, вера которых зависит от Марии, Мессы и дел спасения, также говорят на языках и пророчествуют. У некоторых богослужения проходят, как у протестантов-харизматов.
Кроме того, и представители нехристианских религий также говорят на языках. Чтобы говорить на иных языках, таким образом, вовсе не обязательно быть спасенным христианином, потому что это не истинный дар Духа.
В харизматическом движении множество истинных христиан, но мы убеждены, что попытка возродить дары знамений и чудотворений – это очень вредное заблуждение. Это можно видеть на многочисленных примерах в харизматических церквях, где Евангелие подчас практически не проповедуется, а буквально хоронится под завалами небиблейских практик.
Уже существуют большие харизматические объединения и известные проповедники, которые отвергают доктрину о заместительной жертве Христа и даже Троицу!
Мирская развлекательная, часто крайне безбожная, музыка становится доминирующей в харизматических церквях. Почти что театральные действия по вытягиванию денег современных учителей Евангелия процветания просто заполонили христианское телевидение.
Множество шарлатанов и мошенников ведут толпы за собой, проводя так называемые «исцеления» по всему миру. Используются даже дешевые театральные предсказательные методики, которые выдаются за духовные чудеса. И это часто происходит в уважаемых, серьезных общинах!
Мощный поток, который все более и более уводит харизматическое движение от Писания, является свидетельством серьезного фундаментального заблуждения, в частности, идеи о проявлении даров знамений и чудотворений во все периоды истории Церкви. Это, в свою очередь, приводит к двум ошибкам :
1) во-первых, сведение духовных даров до некоего плотского действа (языки превращаются в невнятное бормотание);
2) во-вторых, преуменьшение значения Писания, которое теперь должно преклониться перед опытом, состоящим из чудес, видений, «слов от Господа» и т.д.
Христианам приносится значительный вред, их веру уводят от Господа и Его Слова, подменяя ее опытом и чувствами. Мы постоянно молимся, чтобы Бог избавил Своих детей от этого отступничества.
Доктор Питер Мастерс
(пастор Метрополитан Табернакл, баптистской независимой церкви, основанной Чарльзом Г. Спердженом. Лондон, Англия)
Перевод сделан Антоном Лебедевым
Оригинал статьи — www.metropolitantabernacle.org