Экуменическим движением называют попытки объединить всех, кто заявляет о своей вере в Иисуса Христа.
Слово «экуменический» происходит от греческого слова, означающего «вся обитаемая вселенная» (Матф.24:14).
Современная история экуменического движения берет свое начало в Эдинбурге, где в 1910г. состоялась международная конференция миссионеров. В 1927г. в Лозанне состоялась конференция, преследовавшая цель богословского обоснования всемирного единства христиан. На амстердамской встрече 1948г. представители 148 христианских деноминаций основали всемирный совет церквей (ВСЦ). В 1961г. к заседанию Генеральной ассамблеи ВСЦ, проходившему в Нью-Дели (Индия), присоединилась Русская православная церковь. После второго ватиканского собора к экуменическому движению присоединилась католическая церковь, ставшая организатором многих экуменических встреч. (Папа Иоанн Павел II был активнейшим участником экуменического движения. По его инициативе на совместные молитвы собирались не только христиане, но и представители различных религий мира).
Казалось бы, стремление всех христиан к единству должно только приветствоваться. И старания объединять все христианские деноминации для более плодотворного свидетельства нехристианам также могут рассчитывать на самую высокую оценку со стороны всех верующих в Иисуса Христа.
Но данные преимущества экуменического движения меркнут на фоне негативных последствий.
Основной проблемой этого движения является превозношение внешнего единства над истиной. Доктрины, богословие, истина Писания, определенная и сформулированная, не имеют решающего значения в этом движении.
Несомненно, такой подход очень опасен для верующих и поместных церквей.
Библия запрещает создавать духовные союзы с неверующими:
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18).
В экуменическом движении находятся религиозные группы, и даже целые конфессии, которые отрицают спасение по благодати через заместительную жертву Христа. Всякий, кто отрицает такой путь спасения, не может быть спасен.
Церковь по Божьему замыслу должна быть столпом и утверждением истины:
«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).
Для того чтобы войти в экуменическое движение, церковь должна отказаться от верности истине. Последствия такого отказа будут печальными. Во-первых, церковь потеряет иммунитет против заблуждений. Путь к ереси проходит через отсутствие четкого богословия в поместной церкви. Размытые формулировки, неопределенность позиций, желание угодить большинству – все это ведет к серьезным заблуждениям, и это не просто мои взгляды, это историческая реальность. Четкая, ясная, недвусмысленная позиция в богословских вопросах – это сильнейший иммунитет протии ересей. Участие в экуменических проектах требует отказа от этого.
Во-вторых, церковь не сможет достичь подлинного единства. Возможно, такая формулировка удивит многих. Некоторые христиане искренне верят, что экуменическая интеграция способствует единству церкви, но мы с этим согласиться не можем. Подлинное единство церкви строится на ясном понимании евангельской истины, благодатного спасения.
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).
Павел призывает к единству на основании общего понимания истины. Экуменическое единство – это подделка единства. Это единство, не основанное на истине, а единство, возвышающееся над истиной, исключающее ее.
Думаю, мой ответ был бы неполным, если не упомянуть следующее. Некоторые пасторы, богословы с настороженностью относятся к экуменическому движению еще и по следующей причине: 17-ая глава книги Откровение описывает мировую религию последнего времени.
«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1,2).
«Блудница» – это неверная Богу, отступническая церковь.
«Блудница, сидящая на водах многих». Что же означают эти воды? Ответ:
«И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр.17:15).
Это религиозная система, управляющая, контролирующая большую часть человечества.
«С нею блудодействовали цари земные». Эта отступническая церковь находится в связи с мировыми политическими лидерами. Она пользуется поддержкой властей этого мира.
«Вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Благодаря связи с мировыми политическими лидерами блудница распространила свое влияние на живущих на земле. Опьяненное этой мировой религиозной системой человечество будет верить лжи.
«Блуд» – образ неверности Богу, духовной измены.
«Вино» – образ духовного обмана, обольщения.
«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр.17:3).
В дни великой скорби блудница будет поддерживать антихриста. А он будет использовать ее для объединения человечества под своей властью.
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр.17:4).
Это очень богатая религиозная система и, вместе с тем, богословски и морально нечистая.
Согласитесь, экуменическое движение, как никакое другое в истории человечества, пытается создать мировую религию, неверную Богу.
Сегодня звучат разговоры о том, что такая всемирная религия, супер-церковь, могла бы найти точки соприкосновения с представителями других религий человечества. По заявлениям некоторых политиков, именно объединение основных религий нашей планеты будет способствовать миру во всем мире и объединению человечества перед лицом общих для всех проблем.
Пастор библейской церкви «Слово Истины» Андрей Вовк