Мы с вами живем в особое время. И это не только время тревоги и беспокойства, это не только время утверждения нации и выявления ее героев и антигероев, но и время для надежды.
Сегодня время, когда конфликт проходит через сердце, через семью, через общество, через церковь. Читаешь комментарии на публикации и заявления, переписки в социальных сетях и понимаешь, что там уже многие по разные стороны баррикады, хотя ее и не видно физически. Некоторые отказываются от своих друзей, готовы рвать родственные связи…
Сегодня время, когда ты должен хорошо подумать, прежде чем сказать правду, потому что она может не понравиться твоему собеседнику или он ее иначе понимает. Как преуспел дьявол, который пришел украсть, убить и погубить…
И сквозь эту канонаду разных голосов, мнений, споров трудно бывает не упустить самого главного: ГОЛОСА НАШЕГО ПАСТЫРЯ, ИИСУСА ХРИСТА, Который принес мир на эту землю.
Мир с Богом, а через него и мир друг с другом, когда ты легко и в благословение можешь молиться молитвой: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И Который учил следующих за Ним, что они призваны творить мир, что бы ни происходило на этой земле.
Сегодня особое время, чтобы творить мир, быть миротворцами.
Прежде всего, напомним себе, слова Святого Слова о мире:
• «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9)
• «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14)
• «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18)
Как часто это теряется в военной браваде сильных мира сего и адреналине при мыслях о мщении, или возможной великой победе… Хотя и мудрецы земные говорят о мире, что он лучше войны. Вот только несколько таких изречений:
• Памятники надо ставить тем, кто предотвратил войну, а не полководцам.
• Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения.
• Единственный способ победить в третьей мировой войне – предотвратить ее (Дуайт Эйзенхауэр).
В этом контексте особым образом звучит одна из заповедей блаженства Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут называться сынами Божьими».
Мир, в котором мы живем, — это мир конфликтов и войн. Два тысячелетия как на лугах Вифлеема был возвещен «мир на земле». Но как до Рождества Христова, так и после него, не было такого времени на земле, когда не было войн.
Историки подсчитали, что за всю летописную историю человечества (с зарождения письменности 5500 лет назад) уже успело произойти 15.000 (пятнадцать тысяч!) войн, в которых погибло более 3.500.000.000 человек (три миллиарда пятьсот миллионов!).
За эти пять с половиной тысячелетий было лишь 292 мирных года… Если учесть, что за все историческое время жило и живет около 15 млрд. людей, то получается, что в войнах, от рук себе подобных (!) погибло 24% населения планеты.
Этому можно верить, можно — не верить, но факт остается фактом – войны были, есть и, по видимому, будут на этой земле. Когда война где-то далеко, рассуждаешь об этом теоретически, можешь даже давать советы, что и как делать, но когда конфликт и война достигают тебя и они у твоих ворот, ой, как трудно правильно реагировать. Сегодня мы находимся в зоне конфликта и войны.
Мир не приходит сам по себе. В этом тексте подчеркивается, что сам по себе мир не придет. Легко начать конфликт, но трудно выйти из него. Кто-то заметил: «Когда начинается война, люди обычно говорят: «Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо». И действительно, война — это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго.
В обычных конфликтах приходится часто призывать на помощь опытных душепопечителей, но без доброй воли конфликтующих, как правило, ничего не получается.
Сегодня кто-то должен стать между Украиной и Россией, чтобы помочь снять напряжение, и, судя по всему, у мирового сообщества это не очень получается.
Сегодня кто-то должен стать между людьми, живущими на Украине, в России, чтобы не дать развиваться конфликту, противостоянию. И возможно, лишь Церковь может взять на себя эту функцию, лишь может стать над эмоциями и обстоятельствами, чтобы помочь людям не потерять друг друга. А ЦЕРКОВЬ — ЭТО МЫ С ВАМИ, ДОРОГИЕ МОИ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ГДЕ БЫ МЫ НИ ЖИЛИ И В КАКОМ БЫ МЫ СТАТУСЕ НЕ БЫЛИ.
Мир надо творить, ведь блаженны миротворцы. Это особая привилегия – творить мир, созидать доброе для человечества. Эта привилегия тех, кто слушает Христа и кто следует за Ним.
Легко быть как все, но быть святыми Божьими в этом мире, отображать Того, в Кого поверили и в Ком нашли смысл для своей жизни, — это действительно не просто. А Он творил мир и, чтобы этот мир пришел, должен был умереть. Своей жертвой на кресте, Своей кровью Он сотворил и продолжает творить мир между Богом и человеком, между людьми.
Трудная задача быть миротворцем. Особая миссия, так называемых «голубых касок», войск ООН. Попытка людей помочь себе подобным вернуть в их дом потерянный мир. Как правило, кто-то из таких миротворцев погибает.
Быть миротворцем — значит стать на линии огня, на линии жизни и смерти, чтобы остановить огонь, чтобы дать шанс жизни. Как много нужно терпения, дипломатии, бесстрастия, нелицеприятия, смелости…
Ведь, с одной стороны, надо говорить и держаться правды, а с другой стороны, говорить так и делать то, что не разделяет, а соединяет, что созидает мир.
Мудрости иногда действительно может и не хватать, ведь мы же люди, и человеческое оно часто первенствует и в нашей жизни (наши эмоции, наши предпочтения), но Господь говорит, «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).
Что мы можем? Прежде всего, обрести желание быть миротворцем в понимании того, что это прилично святым Божьим людям; это то, к чему мы призваны.
Возможно, необходимо покаяние перед Богом за свои «военные действия».
Далее — это наша молитва, которая подобна брани, битве, чтобы восторжествовал мир. За молитвой — наши слова, наши дела. Все направленное на мир.
Это наше сеяние, которое по закону сеяния и жатвы обязательно даст плод. В этом нужна мудрость, в этом нужно дерзновение (ведь непопулярно сегодня слово о мире, когда до предела накалены эмоции и хочется уничтожить врага, и, как кажется, тогда будет мир), в этом нужно личное доверие Богу, Который призывает побеждать любовью.
И в конце размышления я хочу в это беспокойное время, наполняемое военными слухами, боевыми действиями по местам и в виртуальном пространстве, призвать вас к молитве за мир. Где бы вы ни были, помолитесь о мире.
О мире между Украиной и Россией, о мире между братьями и сестрами наших церквей и братских церквей разных стран, о мире там, где он сегодня нарушен и вы знаете об этом.
Да благословит нас Господь быть блаженными по слову Его, ибо Он сказал и никто не изменит этого: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Сергей Дебелинский
Газета «Мирт» №2 (86) — 2014